Как и в любом направлении деятельности человека, будь то, бизнес, наука, или служба в рядах вооруженных сил, в нашем деле требуются специальные знания. Так в фотографии не существует легких жанров и уж тем более простых и банальных коммерческих направлений, успешно работать в которых запросто сможет любой неподготовленный человек, в чье распоряжение предоставлена профессиональная техника, необходимый реквизит и ассистенты. А такие мнения встречаются… В каждом из разделов фотографии, существуют свои мастера, свои ремесленники, и свои дилетанты.
Итак, определение натюрморта со временем трансформировалось и сегодня в фотографии так принято называть композиции из самых разных объектов живой и не живой природы. Так вот, простота фотографического натюрморта, как направления весьма иллюзорна и даже обманчива. Судите сами, предметная фотография это ничто иное, как искусство увлекательно и художественно рассказывать истории из жизни людей, через изображение различных предметов. С помощью предметов и, пожалуй, чего-то еще… Чего же? Технических и художественных средств фотографии и, воображения, м конечно же, профессиональных навыков, например, таких как композиционное построение, умение работать со светом, ракурсом, колористическом решением и т.д.
Рассуждая об этом жанре, гораздо правильнее будет озвучить, что предметы и объекты это главные герои, а также второстепенные действующие лица, существующие в искусственных условиях художественной реальности кадра, сконструированного автором. Сам по себе отдельно взятый объект, пусть даже изысканный и приятный глазу это не более чем вещь. В то время, как предметная фотография это реалистичный художественный образ предмета, и умение этот образ создавать определяется уровнем мастерства фотографа. Вы наверняка обращали внимание, что в жизни даже самые красивые автомобили крайне редко выглядят так фантастически эффектно, как в их рекламных фотографиях? Автомобиль это тоже предмет, просто довольно крупный.
В действительности фотографический натюрморт это один из самых сложных жанров, потому что работая в нем, нам приходится иметь дело с сочетаниями объектов различной контрастности, формы и текстуры. Такие материалы как древесина, стекло, металл, ткань, кожа, резина, пластик, камень и многие другие, требуют подчас совершенно противоположного подхода в работе со светом. И зачастую их соседство, а нередко и обязательное смысловое единство в пространстве одного отдельно взятого кадра, бросает нам профессиональный вызов. И мы должны принять тот факт, что в своей работе фотограф регулярно сталкивается со специфическими задачами, в которых он не успел попрактиковаться.
Бывает и того хуже, фотограф не может похвастаться даже тем, что помнит некую теоретическую часть, освещающую проблему. И в этом нет ничего постыдного, знать абсолютно все в своей профессии, просто невозможно, мы изучаем ее всю жизнь. Важно то, что в подобной ситуации, любителя от профессионала отличает наличие системных фотографических знаний, которые помогают ему правильно идентифицировать проблему, последовательно искать ее решение и в результате успешно справиться с задачей. Предметная фотография это увлекательный раздел, которым непременно должен овладеть каждый, кто хочет называть себя фотографом.